Луиджи Пиранделло — один из наиболее важных писателей для итальянской литературы, и не только для итальянской. Так считается, что он нашел способ «обновить» формы и жанры литературы. После Пиранделло театр, роман, новелла (рассказ) никогда не были такими, как раньше. Он обозначил ту грань, за которой все стало по-другому. Он писал и выносил на сцену такие вещи, которые раньше никто не писал и не выносил на сцену, поэтому его успех был громким (strepitoso), как при жизни, так и после смерти. И даже сегодня один из самых читаемых и любимых публикой автор (не уверена, но предположим).
Родился Пиранделло в 1867 году недалеко от Агридженто (в то время Джирдженти) в небольшом поселении Хаос Caos. Писатель шутил на эту тему, называя себя «сыном Хаоса». Его родители были последователями, приверженцами воссоединения Италии Risorgimento, гарибальдистами. Брат матери участвовал в боях с Гарибальди, можно сказать, бок о бок. Все они были воодушевлены теми переменами, которые сулило воссоединение Италии. Луиджи рос уже в атмосфере разочарования от несбывшихся надежд (in un clima di forte disillusione per le aspettative disattese). Это, как и другие события в его жизни, повлияло на его труды, на его взгляд на мир. В 1887 году он поступил на филологический факультет в Риме. Это был способ сбежать из семьи, не идти по стопам отца. Вроде как у него был достаточно сдержанный, но упорный характер, благодаря которому он всеми силами сопротивлялся влиянию сурового родителя, хотя, конечно, не мог его избежать. В 1889 года переехал в Бонн в Германию, где в 1891 году получил диплом за работу, связанную с диалектами Агридженто.
Вернулся в Рим, вошел в литературные круги, то есть, вел активную литературную жизнь. Для этого периода характерно течение веризма (реалистическое и натуралистическое направление в искусстве). Пиранделло начал свой творческий путь, когда оно уже теряло свои позиции. В поисках своего голоса, своего направления писатель создал свою теорию уморизма, правда, это было уже несколько позже. А в 1901 году вышел его первый роман «Отверженная» («L’esclusa»). Роман, особенный уже тем, что факт, вокруг которого вращается действие романа, на самом деле не является фактом. Марта Айала в своем интимном дневнике попыталась предположить, возможна ли для нее измена мужу. Дневниковая запись неожиданно стала уликой, разрушившей их семейное благополучие. За факт был принят фантом, который позднее воплотился в реальность. А истинное падение привело в конце концов к примирению супругов и воцарению семейного мира.
В 1903 году случился год поворота (l’anno della svolta), когда произошли два серьезных события:
— была затоплена серная шахта, которой владел отец Пиранделло, вся семья оказалась на грани банкротства;
— начало проявляться психическое заболевание его жены.
Женился Пиранделло в 1894 году на дочери компаньона в предприятии отца — уступка семье в попытках вырваться на свободу. Девушка была совершенно ему незнакома, наш герой надеялся из скромной воспитанницы монстырской школы воспитать «новую женщину с широким кругозором и любовью к прекрасному». К сожалению, не удалось, хотя вроде поначалу всё складывалось. Жена Пиранделло, вероятно, имела наследственную предрасположенность к шизофрении, которая стала проявляться особенно сильно после третьих родов и разорения семьи. Около двадцати лет Пиранделло берег, опекал несчастную женщину, отправив ее в клинику только в 1921 году, когда болезнь стала принимать агрессивную форму.
Экономические сложности, психическая болезнь жены, семейные обязательства, все это стало центральными темами творчества Пиранделло. Он был вынужден серьезно заниматься литературным творчеством. Появились на свет его романы «Покойный Маттиа Паскаль» Il fu Mattia Pascal, «Старые и молодые» I vecchi e i giovani, «Ее муж» Suo marito, «Тетради оператора Серафино Губбио» Quaderni di Serafino Gubbio operatore. В этот же период он начинает свою театральную деятельность. Пишет на сицилийском диалекте, на итальянском, чаще всего это рассказы. В 1921 году сначала были представлены в Риме и потерпели фиаско, а потом в Милане получили оглушительный успех «Шесть персонажей в поисках автора» . И все это привело к тому, что в 1934 году Пиранделло получил Нобелевскую премию по литературе. В 1926 году вышел его последний роман «Кто-то, никто и сто тысяч» Uno, nessuno e centomila.
Еще в 1922 году Пиранделло задумал создать серию рассказов на каждый день года и с издательством Bemporad во Флоренции издал 13 сборников. Первый рассказ на сицилийском диалекте был напечатан в 1884 году, последний — в 1936 году, за день до смерти писателя. Всего серия включает 15 сборников (последние 2 печатались в Милане после смерти автора).
Пост написан по пособию А.Ю. Волчкевич Итальянский язык, про которое я писала в прошлом году и которое можно найти на литрес. А еще в библиотеке иностранной литературы есть книга М.М. Молодцовой про Пиранделло и его творчество.